Принципы пациентоцентричности

03 марта 2025 г.
Принципы пациентоцентричности.
В ходе исследования ученые пришли к выводу, что в основе подхода лежат восемь ключевых принципов:
- Надлежащее обеспечение доступности медпомощи для потенциального пациента. Это физическая доступность медорганизации, наличие общественного транспорта, возможность беспрепятственной записи на прием к врачу, возможность выбора врача, методики лечения.
- Уважение потребительских ценностей, потребностей и предпочтений пациентов. Принцип «уважительного отношения к пациенту» заключается в обеспечении прав граждан в сфере оказания медпомощи и охраны здоровья. В этом контексте интересы пациентов должны быть в приоритете.
- Целостность, логичность и преемственность лечебно-диагностического процесса. Надо понимать, что пациенты находятся в уязвимом положении из-за болезни, которая снижает качество их жизни и окрашивает в негативные краски психоэмоциональный фон настроения. Пациент, видя согласованность действий со стороны медработников, вселяет в себя надежду на скорейшее выздоровление, что повышает эффективность лечения и удовлетворенность пациента оказанной медпомощью.
- Информированность пациента обо всех деталях лечебно-диагностического процесса, о ходе медико-социальной реабилитации и т. д. Этот принцип достаточно широкий и охватывает много аспектов. Так, пациент по желанию должен иметь доступ к информации о своем заболевании, о клиническом состоянии, о вариантах лечения, а также о методах профилактики.
- Создание комфортных условий пребывания пациента во время оказания медпомощи на всех этапах – в амбулаторно-поликлиническом учреждении, в стационаре, в отделениях реабилитации и т. д. В данном аспекте медорганизациям необходимо работать над комфортной средой в своих помещениях и налаживанием системы преемственности медпомощи и взаимодействия с другими медучреждениями.
- Обеспечение эмоциональной поддержки пациента. Медработник должен учитывать, что пациент, который пришел к нему на прием, обеспокоен своим состоянием и вероятным исходом заболевания. Надо учитывать, что пациенты могут испытывать тревогу из-за возможных последствий болезни – инвалидизация, финансовая несостоятельность, потеря работы, проблемы в семье.
- Создание условий общения пациента с его ближайшим окружением. Следует уделять внимание уровню субъективного комфорта пациента, по возможности обеспечивать всестороннюю поддержку, не ограничивать его в общении с родственниками, коллегами, друзьями. В частности, это важно в стационарах и отделениях реабилитации.
- Обеспечение непрерывности лечебного процесса и оправдание ожиданий пациента в части его видоизменения со временем. Пациенту необходимо подробно сообщать о том, как его лечат и каковы примерные сроки лечения, сообщать, если эти сроки меняются, рассказывать о лекарственных препаратах, ограничениях, диетах. Это нужно делать в доступной для пациента форме с учетом его интеллектуального развития и психоэмоционального состояния.

В российском законодательстве также закреплены права пациента на качественную медпомощь (ч. 5 ст. 19 Федерального закона от 21.11.2021 № 323-ФЗ). К ним, в частности, относятся:
право на выбор врача и медорганизации;
право на получение медпомощи в соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям условиях;
право на получение полной информации о правах и обязанностях пациента медорганизации, состоянии его здоровья, имеющихся вариантах лечения;
право на выбор лиц, которым возможна передача информации о состоянии здоровья пациента;
право на защиту полученных во время обследования и лечения сведений, составляющих врачебную тайну;
право на отказ от выполнения той или иной медицинской манипуляции или оперативного вмешательства.
Основная задача пациентоцентричности – сформировать эффективную коммуникацию между пациентом, сотрудниками медорганизации и врачами. В частности, это нужно, чтобы повысить оценку качества оказанных медуслуг пациентами. Пациенты оценивают качество медуслуг субъективно. Главный критерий оценки при этом – комфорт во время ожидания приема специалиста и непосредственная консультация врача.
На этой странице

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie», чтобы пользоваться сайтом было удобнее. Вы можете запретить обработку cookies в настройках браузера. Подробнее в Политике